блог

новости

25 апреля 2023

Управленческий учет в 1С - как разработать и внедрить

Деятельность предприятия невозможна без управленческого учета. Специфика бизнеса приводит к тому, что в разных сферах определения понятия отличаются. Главная особенность заключается в том, что управленческий учет направлен на анализ и последующее планирование функционирования целостной системы, а не отдельных процессов.

Что собой представляет управленческий учет
Цели управленческого учета
Задачи управленческого учета
Объекты управленческого учета
Требования к управленческому учету
Пользователи информации управленческого учета
Требования к информации для управленческого учета
Преимущества, которые дает управленческий учет
Ограничения управленческого учета
Этапы внедрения

Что собой представляет управленческий учет

Управленческий учет можно назвать связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим. Эта часть информационной системы предприятия отвечает за рассмотрение информации в необходимых ТОП-менеджменту аналитических разрезах.

Единообразных требований к построению системы управленческого учета нет. Есть только рекомендации, основанные на опыте предпринимателей, которые можно и нужно адаптировать под потребности и масштабы конкретного бизнеса.

Мнения ученых относительно того, чем является управленческий учет, тоже разделяются. Но большая часть экспертов сходится во мнении, что управленческий учет - не формализованная отчетность, ценная сама по себе. Это - одно из средств достижения успеха в бизнесе.

Прогрессивные компании постоянно стремятся к улучшению показателей рентабельности. Один из способов - использование цикла Шухарта-Деминга и его производных.


Очевидно, что без налаженных алгоритмов работы с информацией ни одна из стадий цикла принятия решений не будет эффективной.

При помощи управленческого учета руководство оценивает связь между принятыми решениями (как глобальными, так и локальными) и результатами для компании.
Правильно организованный управленческий учет позволяет видеть объективную картину того, приближается ли предприятие к своей цели. Локальные процессы иногда кажутся оптимизированными, но на общем результате деятельности это не сказывается в лучшую сторону. Значит, управленческий учет - инструмент избавления от иллюзий.

Цели управленческого учета

Главная цель - сбор информации в нужном количестве и качестве и своевременное ее донесение до руководства. Ей подчинены следующие цели:

  • контроль и анализ экономической эффективности предприятия;
  • планирование и прогнозирование дальнейшей работы;
  • построение корректной системы ценообразования;
  • выбор основных векторов развития организации.

Задачи управленческого учета 

Задачи управленческого учета становятся логичным продолжением целей, описанных выше.

  • Генерация информации, отражающей процесс создания продуктов и услуг компании (состояние факторов производства, эффективность их использования, стоимость, избыток или дефицит). Необходимо для формирования адекватной себестоимости, позволяющей достигать целей компании.
  • Своевременный контроль за издержками, ценой продажи и их влиянием на общий финансовый результат.
  • Анализ себестоимости, финансового состояния, их динамики, интерпретация полученных данных. Делается это для выявления узких мест, тормозящих достижение глобальных целей.
  • Измерение эффективности использования разного рода ресурсов (финансовых, материальных, трудовых, временных).
  • Обеспечение внутренней бухгалтерской отчетности, отражающей текущее состояние дел. Необходимо для скорости в принятии решений. Ведь отчетность для налоговой инспекции показывает только то, что давно стало историей, и для принятия текущих управленческих решений не подходит.
  • Расчет использования инвестированных средств для предоставления отчетности заинтересованным лицам.
  • Анализ политики управления внутри фирмы, разработка мероприятий для усовершенствования этих процессов.
  • Фиксирование упреждающих показателей и их отклонений от планов и норм. Это позволит до подведения итоговых результатов понять, что что-то идет не так.
  • Отслеживание эффективности форм отчетности и их коррекция. 

Объекты управленческого учета 

К ним относят как внешние, так и внутренние факторы, от которых зависит функционирование предприятия. Чтобы выявить объекты управленческого учета для организации, надо знать цели ее работы. Для коммерческих и некоммерческих организаций они будут отличаться.

Для коммерческих организаций выделяют такие группы объектов управленческого учета.

1) Производственные ресурсы. К ним относят:

  • основные фонды (средства труда, длительно участвующие в процессе производства, сохраняя первоначальные характеристики: здания, сооружения, станки, техника);
  • нематериальные активы (то, что не имеет вещественного выражения, но важно в производстве: лицензии, патенты, разрешения, документы на аренду);
  • материальные ресурсы (предметы труда, использующиеся в процессе производства: сырье, материалы, топливо).
2) Процессы, совокупность которых - результат деятельности компании. К ним относят:
  • организацию снабжения и хранения необходимых ресурсов;
  • производственные операции;
  • сбыт готовой продукции (в этот пункт включают множество действий от формирования рынка сбыта до отгрузки и маркетингово-рекламной деятельности);
  • создание организационной структуры компании (здесь речь идет о создании глобальной структуры, ее подразделений, формировании связей между ними, координации совместных действий разных участков и корректировке процессов с точки зрения достижения целей компании).
3) Прогнозирование будущей деятельности.

4) Внутренняя отчетность.

Требования к управленческому учету

  • Единство отслеживаемых показателей, форматов хранения информации.
  • Постоянство. Это значит, что информация поступает и регистрируется постоянно, в каждый момент времени данные актуальны.
  • Периодичность. Подготовка информации должна выполняться к определенным датам, единым для всех подразделений.
  • Финансовая оправданность. При всей важности управленческого учета содержание системы не должно стоить дороже, чем прибыль, которую она приносит.
  • Сопоставимость данных. Без этого невозможно упорядочить данные аналитики по разным подразделениям, а тем более сделать это быстро.

Пользователи информации управленческого учета 

Пользователей можно разделить на внешних и внутренних. Обычно у внешних пользователей есть доступ к ограниченному количеству данных системы управленческого учета. В основном к тем, которые касаются бухгалтерии. Необходимость расширения прав доступа определяют собственники бизнеса.

Внутренние пользователи 

  1. Собственники и ТОП-менеджеры. Видят максимально полные отчеты, в которых отражены все аспекты деятельности компании (производство, инвестиции, финансовые результаты) и ее отдельных подразделений. Могут получать как информацию за истекший период, так и выборки (за месяц, неделю, день) или показатели конкретных метрик на текущий момент (например, количество позиций товара Х на складе филиала в городе М). Также первые лица получают аналитику и прогнозы, составленные на ее основе. На основе данных управленческого учета формируют стратегию развития компании.
  2. Руководители подразделений. Получают информацию в необходимом объеме. Имеют доступ к планам, данным о связанных подразделениях, контрагентах, иногда - к прогнозам. На основе информации и стратегии, разработанной первыми лицами, реализуют тактические мероприятия.
  3. Специалисты. Получают данные, нужные им с точки зрения предыдущих категорий пользователей.

Внешние пользователи

  1. Инвесторы. Для оценки выгодности вложений в компанию.
  2. Кредиторы. Для оценки способности компании отвечать по долговым обязательствам.
  3. Контрагенты.
  4. Держатели акций.
  5. Сотрудники налоговых органов.

Требования к информации для управленческого учета 

Независимо от того, какая именно информация собирается, обобщается и используется, она должна соответствовать таким критериям.

  • Достоверность. Данные должны соответствовать текущему состоянию объекта управленческого учета.
  • Непредвзятость. Личные оценки и мнения недопустимы.
  • Достаточность. Следует заранее определить, какие метрики отслеживаются. Их недостаток, как и избыток, мешают принимать взвешенные решения.
  • Оперативность. Информация в системе управленческого учета должна быть обновлена к определенной дате. Есть сферы, в которых она должна актуализироваться несколько раз в день.
  • Адресность. Доступ к данным должен предоставляться тем, кому они нужны в соответствии со списком обязанностей. Существует информация, которая является коммерческой тайной. Она обязательно закрывается от большинства участников системы.

Стратегический и текущий управленческий учет

Эти виды учета взаимосвязаны, но имеют различия.

Стратегический управленческий учет

Предназначен для оптимизации стратегических решений высшего руководства. Направлен на работу с внешними факторами (анализ рынка, прогнозирование).

Объектом учета выступают капитальные вложения, прогнозируемые результаты работы, внешнее ценообразование с учетом рыночной ситуации, колебаний курсов валют и пр.

Используются математические методы (корреляция, линейное программирование), анализ цепочки ценностей.

Текущий управленческий учет

Предназначен для успешной работы с тактическими решениями. Сосредоточен на внутренних процессах компании (нормирование, калькулирование, лимитирование и т.п.).

Работа ведется с показателями текущих затрат компании в целом и ее подразделений, внутренним ценообразованием, бюджетированием, отчетностью.

В качестве инструментария для работы применяются: методики бухгалтерского учета, статистика (индексы, коэффициенты).

Преимущества, которые дает управленческий учет 

Если сравнивать управленческий учет с бухгалтерским, то у него есть такие достоинства:

  • оперативность;
  • детализированность;
  • практическая ценность;
  • индивидуальность;
  • отсутствие законодательных ограничений по форме и срокам.

Ограничения управленческого учета 

  • Риск получения недостоверной информации (особенно из внешних источников). Это может привести к принятию неправильных решений.
  • Необходимость изучить ситуацию со всех сторон и оценить ее комплексно иногда приводит к задержкам в получении обратной связи.
  • Не все сотрудники достаточно квалифицированы, чтобы адекватно оценивать информацию.

Этапы внедрения 

  1. Описать деятельность компании и ее стратегические цели. Определить, кто и для чего станет пользоваться информацией.
  2. Выявить необходимые данные для разных уровней принятия решений. Установить временные интервалы обновления данных.
  3. Создать единые для всех подразделений правила ведения учета.
  4. Внедрить систему.
  5. Постоянно контролировать работу и оптимизировать при необходимости.

Заключение

Появление в компании управленческого учета - необходимый и закономерный этап развития. До определенного момента можно обходиться только бухгалтерией и простыми записями. По мере увеличения масштабов бизнеса такой упрощенный процесс превращает принятие решений в аналог гаданий и предсказаний.

Практика показывает, что успешно управлять можно только тем, что так же эффективно измеряется и контролируется.

Признаки того, что пора внедрять систему управленческого учета:

  • собственник не получает ответов на поставленные вопросы или получает несвоевременно;
  • появляется наемный управляющий;
  • нет ясности в том, что приносит прибыль, а что - убыток;
  • отсутствует инструментарий для анализа работы отдельных подразделений компании;
  • компания расширяется;
  • показатели рентабельности бизнеса снижаются;
  • привлекаются деньги инвесторов;
  • невозможно выяснить положение компании в конкурентной среде;
  • времени и труда на поиск информации уходит слишком много.
Сам по себе управленческий учет - не гарантия успеха бизнеса. Его отсутствие - гарантия высокой вероятности ошибочных решений, которые приведут если не к краху, то к недополученной прибыли. Потому правильное решение - использование управленческого учета не из-за моды на него, а из-за того, что он позволяет видеть бизнес как бы “со стороны”.

Остались вопросы? Закажите консультацию прямо сейчас. Наша компания гарантирует качественное проведение автоматизации финансового и управленческого учета, которое позволит заказчикам сэкономить ресурсы и получить эффективные результаты проводимого мероприятия.
АДРЕС

г. Санкт-Петербург, 
наб. Обводного канала, 88

CRM-форма появится здесь